Для родителей



Содержание:

1. Раннее развитие: за и против
2. Развиваем пытливый ум ребенка


Раннее развитие: за и против»


 «Раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему.
Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой.
При определенном целенаправленном воздействии на ребенка со стороны взрослого малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним» или своевременным развитием ребенка. Есть такое выражение: «Когда рано, означает вовремя!»
Теперь давайте определимся, что мы будем подразумевать под ранним развитием! Некоторые родители, желая похвастаться успехами ребенка, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Гордятся тем, чему научили.  Но ведь обучение и развитие – это два разных понятия.
Обучением именуется деятельность взрослого по передаче ребенку знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков.
Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
 Таким образом, развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. По мнению известного психолога Л.С. Выготского, обучение идет впереди развития и ведет его за собой.
Если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть, в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.
Вывод -  нет никакой волшебной палочки, чтобы сделать ребенка суперумным! Просто все нужно делать своевременно. Главный источник развития ребенка – сотрудничество со взрослым!
Как родителям понять, чему учить уже пора?
В ранний период (от года до трех лет) основные изменения идут в трех сферах: развитие речи, крупная моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная деятельность. И то, насколько успешно ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет развиваться дальше.
МАЛЫШ ОСВАИВАЕТ МИР
Прямохождение. Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. Один из лучших способов развития ребенка – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости.
Предметная деятельность включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.
Речь позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального), значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый момент жизни, обо всем, что он видит и наблюдает. После года важно уже не просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т.д. Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.
Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.
Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
              Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз. 
Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
Раннее развитие – это активная позиция родителей по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.
Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.
Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша. 
Внимательный родитель всегда уловит момент, когда надо остановиться, сделать паузу, переключиться на другое занятие. Он не сможет не заметить, в чем талант его крохи. Психологи советуют обратить внимание на то, что чаще привлекает малыша. Присмотритесь, и вам многое станет ясно.
Если вам сложно разобраться, к чему же все-таки расположен ребенок и вам кажется, что он развит всесторонне, посоветуйтесь с психологом.
 Специалисты считают, что существует, по меньшей мере, 8 видов одаренности.
1. Лингвистическая одаренность. Малыш любит убеждать, объяснять и сам придумывает истории.
2. Музыкальная одаренность. Ребенок легко запоминает мелодию, которую слышал всего однажды, потом воспроизводит ее на музыкальном инструменте. Тонко чувствует музыку и сам пытается сочинять мелодии.
3. Логико-математическая одаренность. Кроху интересует устройство мира. Он мыслит ясно и последовательно.
4.Пространственное воображение. Малыш легко решает головоломки, ребусы. Может точно определить траекторию полета мяча и забросить его в корзину. Хорошо строит из кубиков и конструктора.
5. Хорошая координация. Ребенок быстро осваивает спортивные снаряды, хорошо танцует и любит играть в театр.
6. Стремление к самопознанию. Малыш тонко чувствует свои ощущения и эмоции.
7.Задатки натуралиста. Ребенка восхищает многообразие растений и животных, он хочет больше знать о них.
8.Дар общения и сопереживания. Малыш восприимчив к настроениям, чувствам и намерениям других людей и стремится войти с ними в контакт.
Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
- вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в соче­тании с предоставлением возможности ребенку действовать с игруш­ками и предметами;
- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;
- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;
- с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со сло­весными пояснениями.
Самое главное - не упустить момент, когда ребенку это наскучит. Необходимо поддерживать живой интерес и помнить, что обучение – это игра, которую следует прекратить раньше, чем малыш устанет – тогда все обязательно получится. Оставить ребенка «неудовлетворенным» совершенно необходимо.
Итак, если вы решили для себя, что раннее развитие – это для вас и вашего малыша, тогда будьте готовы к тому, что это навсегда - если ребенок с детства полюбит добывать знания, искать пищу для своего ума, эту страсть он сохранит на всю жизнь. Вам же придется все это время быть на полшага впереди, чтобы создать условия, в которых малыш сможет полностью и своевременно реализовать свои способности. Это непросто. Но это прекрасная возможность воспитать счастливого человека.


«Развиваем пытливый ум ребенка»


Как активизировать мыслительную деятельность ребенка, развить в нем мыслителя, фантазера? Какую образовательную среду нужно создать в семье для успешного развития ребенка?
В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Дети учатся тому, что будут использовать в течение всей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды в жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными. 
Пытливость – это особенность человеческого мышления, проявляющаяся в стремлении узнавать новые факты и получать новые навыки.
Пытливость ума – это не врожденное качество человека, а воспитываемое в нем с детских лет. Основы пытливости ума закладываются в раннем возрасте, затем продолжают воспитываться в школе. Если не воспитать пытливости ума у малыша, то из него никогда не вырастит взрослый, обладающий этим качеством мышления.
Преимущества людей с пытливым умом и мышлением:
§  самостоятельно и с легкость решают самые разнообразные по сложности задачи;
§  редко испытывают неуверенность при начинании нового дела;
§  способны четко расписать алгоритм действий при выполнении той или иной операции;
§  во взрослой жизни это замечательные ученые, педагоги и конструкторы;
§  это эрудированные и начитанные люди.

Как же развить любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

1. Внимание, почемучка!
Не отмахивайтесь от вопросов своих малышей. Факт возникновения вопросов вообще говорит о том, что ребенок психологически развивается нормально, и он проявляет элементарную теоретическую активность. Равнодушное или, еще хуже, раздражительное отношение родителей к вопросам малыша чревато снижением познавательной активности ребенка в будущем.
Не стремитесь исчерпывающе отвечать на все вопросы ребенка, предоставьте ему возможность при помощи наводящих вопросов самому прийти к правильному ответу. Это позволит вашему малышу в дальнейшем самостоятельно находить ответы на интересующие его вопросы.
Ответы должны быть краткими, без воды, изложенные достоверно, но в доступной форме. Они должны быть понятны вашему ребенку, о чем обязательно нужно поинтересоваться у него в конце повествования.
Нужно внимательно выслушивать все вопросы ребенка, не оставляя их без ответа. Малышам надо узнать многое, потому неудивительно, что их вопросы просто сыплются один за одним. Разумеется, после сотого вопроса "Почему да как?" так и хочется проигнорировать вопрос или даже огрызнуться. Однако каждый вопрос ребенка заслуживает ответа. Если ответа на вопрос не последует или он не удовлетворяет пытливый ум крохи, ребенок может прекратить расспросы.
Поэтому отвечать нужно всегда, разумеется, с поправкой на возраст малыша.

2. Раз словечко, два словечко…
Учите ребенка сравнивать предметы по различным признакам: находить их отличия и сходства.
Научите малыша на основе имеющихся фактов делать обоснованный вывод.
Приучайте ребенка к искусству рассуждения, построения связной правильной речи.

3. От простого к сложному!
Всегда простые задания должны предшествовать сложным.
никогда не давайте полную исчерпывающую информацию сразу, позвольте малышу самому заполнить образовавшиеся пробелы (возможно он обратится с этим вопросом еще к кому-нибудь из взрослых), либо вернется с этим вопросом к вам еще раз.

4.  Я – Исследователь!
Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте ее. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, ребенку надо с ними поэкспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.
Дайте ребенку возможность получать разнообразные впечатления. Пусть качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным.
Часто поступки детей могут свести родителей с ума, но избавлять малыша от возможности экспериментировать нельзя. Следует сдерживать порыв одернуть ребенка с целью сохранения порядка в доме, таким образом, разрешив приобретение такого нужного опыта.
Если же эксперименты крохи становятся разрушительными или опасными, надо остановить ребенка, объяснив, что не устраивает вас результат, но никак не сам процесс.
Направляя исследовательскую деятельность малыша на другой объект, можно спасти дом от окончательного разрушения. Как бы там ни было, чтобы не подавлять в ребенке ученого, надо придумать эксперименты, выполнение которых возможно контролировать. К примеру, сдувать пух с одуванчика, сеять песочек через сито, смешивать пищевую краску с водой.

5. Раз, два, поехали…
Родителям следует как можно чаще показывать ребенку мир. Посещение музеев, игровых площадок, лужаек, магазинов игрушек, парков, зоопарков удовлетворит пытливый ум любого «почемучки». Наблюдая, кроха познает мир. После прогулки следует обсудить с ребенком увиденное, задав ему наводящие вопросы.

6. Фантазер!
Следует поощрять желание ребенка пофантазировать. Читая книги, смотря кино, познавательные телевизионные передачи малыш тоже познает новое. Однако частый просмотр телевизора лучше запретить. Ведь самый простой способ выключить мозг – включить телевизор. Желательно, смотреть передачи вместе с ребенком, чтобы иметь возможность комментировать увиденное. Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам.

7. Мир игры!
Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.

8.  Обучение как забава.
Можно внедрить учебный процесс в повседневную жизнь. Для этого достаточно ежедневно знакомить кроху с числами ("Хочешь один пряник или два? "), цветами ("Оденешь красную кофточку или голубую? "), буквами ("Это буква "П". Именно с нее начинается "папа" и "паровоз"). Главное, посеять зерно интереса к этим сферам знания, создавая фундамент для будущего обучения. Надо сделать так, чтобы ребенок любил учиться. А этого возможно добиться лишь тогда, когда малышу интересно.
Следует подстегивать любознательность ребенка личным примером. Малыш должен понять, что даже взрослые любят исследовать мир, а обучение будет продолжаться в течение всей жизни. Желание учиться – заразительно.




1 комментарий:

  1. С трудами Льва Семеновича Выготского я познакомилась ещё в университете. Тогда его принцип "обучение должно опережать развитие" стал для меня откровением... И став мамой, я попробовала следовать ему, занимаясь со своим ребенком, а затем и на работе, занимаясь с детками. Хочу сказать, что я нашла для себя много подтверждений тому.
    Хочу сказать, что не нужно бояться дать ребенку знаний больше, чем необходимо в его возрасте: все усилия, затраченные на обучение в сенсорном периоде, воздаются сторицей. Если ребенку действительно РАНО, то ему и НЕИНТЕРЕСНО. Это, конечно, исключительно мое мнение, но мой небольшой родительский и профессиональный опыт позволяет сделать мне такие выводы.
    Спасибо вам за интересную и полезную информацию!

    ОтветитьУдалить